Очень многие, в наше время, смотрят на получение образования с неправильной точки зрения. Я имею в виду на его получение в ВУЗе.
Я предлагаю взглянуть на образование с чисто практической точки зрения, т.е. как инвестиции в обучение, в свой человеческий капитал.
Инвестиции сделанные с целью роста ожидаемых доходов, а не только нагрузки на семейный бюджет учащегося.
Необходимость инвестиции в обучение
Вузовская корочка, служит для большинства студентов только входным билетом, для получения работы управленцем среднего и высшего звена. Причём, ассоциируется эта работа именно с престижной должностью в престижной фирме. Экономическая составляющая не берётся в расчёт, хотя бы потому, что за первое образование в 9 из 10 случаев за своих детей платят их родители.
В наш век высокой конкуренции, складывается ситуация, когда первым высшим образованием никого не удивишь. Оно должно быть обязательным. Помните, раньше писали в резюме: «опытный пользователь ПK»? Сейчас владение компом подразумевается по умолчанию.
При приёме на работу, сегодня пристальное внимание уделяется количеству и глубине навыков владения целого набора профильных программ.
Тоже самое отношение к «вышкам». Первое образование — базовое, оплаченное родителями, родственниками или государством. Второе-профильное. Набор знаний по сознательно выбранной специальности и стезе. Третье MBA – вершина управленческого менеджмента. А в промежутках между ними и после — многочисленные курсы, тренинги, семинары. Разница между которыми заключается лишь в одном: платишь ты, или платит фирма.
Образование как рынок услуг постоянно увеличивается, превратившись для каждого работающего «офисного человека» в постоянную необходимость.
Я пошёл по этому пути и закончил 2 ВУЗа. Один государственный, за счёт государства, другой частный, — за свой счёт. Впечатления от обоих – одинаковы.
Конечно не по всем профилям, но в большинстве случаев КПД ВУЗов как частных, так и государственных — минимален. Теоретические знания, если они не приносят денег, (а денег они не приносят) бизнесу не нужны. Академические и подавно. А то что преподаётся и подаётся как самые новые достижения, устаревает, едва дойдя до кафедр.
Когда люди говорят, что получением образования они инвестируют в себя, в собственное развитие, эрудированность, широту и глубину мышления-всё это полная фигня.
Поэтому мной рассмотрен подход на конкретном примере. Целесообразность вложения денег с точки зрения отдачи от прямых инвестиций.
Представим себе молодого человека (назовём его Виталий), окончившего ВУЗ, имеющего стаж работы — 7 лет. Он имеет значительные сбережения, и стоит перед решением необходимости дальнейшего обучения.
Как будет складываться его финансовая ситуация, если он примет решение об инвестиции в обучение с целью получения второго образования?
С экономической точки зрения затраты на обучение состоят из прямых и косвенных расходов по оплате за обучение.
Окончание следует…
Leave a Reply