Любое кризисное действие, вызывает антикризисное противодействие. Ранее разговор о системной защите своих доходов я уже затрагивал в посте Личная финансовая система. Такая система работает только в том случае, если встроена в определённую культуру потребления. В период девальвации, потребители активно переходят к культуре Рационального потребления (smart-consumption).
Рациональное потребление (smart-consumption) определяется 6-тью основными пунктами.
- Рациональность. Цена / функциональность/качество.
- Пересмотр корзины брендов. Отказ или ораничение потребления сегментов luxe and premium
- Более тщательный выбор.Упор на функциональные характеристики.
- Все больше обращают внимание на отечественные продукты и private label.
- Переход в онлайн за счет экономии, и возможности сравнить цены.Тенденция «поиск-онлайн, покупка-офлайн»/ «поиск онлайн-покупка онлайн».
- Потребитель становится более восприимчивым к экспертному мнению:
- Перед покупкой, консультация у друзей/знакомых/коллег.
Необходимость финансового маневрирования с целью сохранения своей покупательной способности, приводит к резкому росту образования и самообразования в области личных финансов. Люди довольно быстро учатся Рациональное потребление переводить в стиль жизни, и бесплатно, по интернету делится своим знаниями с другими. Возникает образ нового, средне статического казахстанца, который, перестав быть представителем среднего класса, стал бедняком, но бедняком очень финансово продвинутым. И вот уже все компании на рынке, пытаясь обогнать друг друга, ведут бои за внимание и кошельки миллионов новоиспечённых, искушенных в потреблении бедняков.
Цены качество и ассортимент мало меняются в рамках такой борьбы, а вот качество сервисных услуг должно расти огромными темпами. Однако, не везде и не всегда это происходит, прежде всего потому, что компании пока сами не готовы к глобальной перестройке своего бизнеса. В их кабинетах власть принадлежит “производственникам”, а не маркетологам, а то и вовсе царит управленческая анархия. Такие компании держаться на плаву именно за счёт относительно не высокой конкуренции, старой клиентской базы, выгодных контрактов с поставщиками, заключенных ранее, и относительной “беззубости” своих конкурентов.
Ну, а пока, мы наблюдая как “валиться на бок отечественный ритейл”, осваиваем новые прайс агрегаторы, оформляем покупки по интернету,( Интернет супермаркеты продуктов в Алма-Ате ), и становимся участниками десятков программ лояльности.
Leave a Reply